Проект "Родительский университет"

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА

«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Подробнее

КАТАЛОГ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ, В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ПРОФИЛАКТИКА АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

развернуть
Если у вас возникают опасения
относительно состояния вашего ребенка
Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения поведения следует воспринимать родителям всерьез. К ним относятся:
· потеря интереса к обычной деятельности,
· необычное снижение активности, безволие,
· плохое поведение в социуме, не подчинение разумным требованиям взрослых,
· необъяснимые или частые исчезновения из дома,
· увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков,
· инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках,
· психические расстройства (депрессия, тревожные расстройства, неврозы),
· нарушение пищевого поведения,
· межличностные конфликты или потери,
· отчужденность подростка, уход в себя либо в какое-то дело,
· серьезные трудности в учебе.
Перечисленные признаки характерны для учащихся, которые, по всей видимости, переживают психологический или социальный стресс, и у них, возможно, возникают мысли о самоубийстве, которые в последствии способны привести к суицидальным действиям.
Повышение самооценки
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
· Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
· Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
· Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
· Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.
· Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – эти строительный материал для повышения самооценки.
· Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток или молодой человек должен стать независимым от своей семьи и окружающих сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать собственную осмысленную жизненную позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.
Если существует суицидальный риск
или уже произошла попытка
Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.
Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации (см. предрассудки и факты о суициде).
Необходимость беседы с ребенком о его суицидальной попытке – сложная проблема для родителей, поскольку она часто обостряет их собственные психологические конфликты или вскрывает существующие проблемы. В ряде случаев неразрешенные, эмоциональные проблемы родителей выходят на поверхность. Отсюда, с одной стороны, желание и необходимость поговорить с сыном или дочерью, с другой – страх перед этой беседой. В результате проблема не обсуждается и общение не происходит.
Иногда дискомфорт, который испытывают родители, выливается в осознанную или бессознательную агрессию против ребенка. Необходимо помнить, что подростки и молодые люди в состоянии суицидального кризиса являются особенно чувствительными не только к тому, что говорится, но и как это говорится. Порой большую пользу оказывает невербальная коммуникация – «язык жестов и прикосновений».
Родители могут столкнуться с тем, что ребенок отвергает их помощь. На самом деле он одновременно и желает, и не хочет ее, поэтому мягкость и настойчивость, терпение и максимальное проявление сочувствия и любви необходимы для достижения положительного результата в диалоге. Дальше приводятся некоторые практические рекомендации.
Помощь отчаявшемуся подростку
· Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или вашего ребенка.
· В вашу задачу входит вступить с сыном или дочерью в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.
· Что именно вы говорите (или не говорите) - не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.
· Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите как равный; а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что обычно и делают родители), это может оттолкнуть вашего ребенка.
· Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.
· Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
· Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.
· Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ваш сын или дочь хотят рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.
· Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.
· Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.
· Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть со своим ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.
· И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!
Если у вас возникают опасения относительно
состояния вашего ребенка
или если в семье уже имела место суицидальная попытка,
следует предпринять меры
по предупреждению суицидального кризиса.
Эти действия включают две основных стратегии –
1. постоянную работу по улучшению взаимоотношений в семье, повышению самооценки,
2. самоуважения у ребенка, а также меры по улучшению коммуникации (общения) в семье при выявлении признаков суицидальной угрозы.
свернуть

Положение о Родительском университете «СемьЯ»

развернуть

 

Положение

о Родительском университете «СемьЯ»

 

 

I. Общие положения

        Родительский университет создается и функционирует при государственном учреждении образования «Весейская средняя школа».

Родительский университет – многоуровневая система пассивного и

активного информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей.

        Родительский университет – это единство педагогов, психологов (и других специалистов) и семьи в воспитании и развитии детей.

          В своей деятельности Родительский университет руководствуется законодательством Республики Беларусь, правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, локальными актами и уставом ГУО “Весейская средняя школа», настоящим Положением.

         Родительский университет является общественным институтом, объединяющим родителей обучающихся (их законных представителей), управленческих и педагогических кадров школы, представителей социальных институтов (учреждений дополнительного образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов и т.д.), заинтересованных в эффективной реализации образовательной политики.

         Настоящее Положение утверждается, изменяется приказом директора учреждения образования.

 

 

II. Цель и задачи деятельности

 

         Цель: обеспечение условий для формирования здоровье сберегающей образовательной среды, системы психологической, социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания, организации эффективного сотрудничества с родителями обучающихся (лицами их заменяющими).

Задачи:

 

1.                   Построение системы непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка, построение информационного поля проблем и перспектив развития школы, образовательных услуг.

 

2.                Привлечение родителей обучающихся, представителей социальных институтов Слуцкого района к активному партнерству и сотрудничеству в сфере реализации образовательной политики школы.

3.                Повышение уровня информационной, коммуникативной и правовой культуры педагогов и родителей обучающихся через организацию очной и дистанционной форм просвещения в Родительском университете.

4.                Оказание качественных образовательных услуг родителям обучающихся школы по различной проблематике в сферах обучения, развития и воспитания детей.

 

III.   Организация деятельности Родительского университета

 

Родительский университет действует на базе ГУО «Весейская средняя школа», при непосредственном участии директора школы и его заместителей.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Занятия в Родительском университете проходят один раз в четверть и  охватывают все ступени образования:

І ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся 1-4 классов;

ІІ ступень – “Мой ребенок – подросток” – для родителей учащихся 5-9 классов;

ІІІ ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся 10-11 классов.

Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком один раз в месяц.

Тематика занятий и консультаций определена с учетом возрастных психологических особенностей учащихся.

Дистанционная форма проведения занятий – на сайте школы открывается раздел «Родительский университет», где размещаются материалы занятий, памятки, рекомендации, информационные буклеты и т.д.

Формы занятий в Родительском университете (традиционные и дистанционные):

-           теоретические семинары  (доклады, сообщения);

-           семинары-практикумы;

-             дискуссионные занятия («круглый стол», диспут, проблемный поединок, диалог-спор, дебаты и др.);

- тренинговые занятия;

- акции и фестивали различной направленности;

 

- «деловые игры», ролевые игры;

 

- родительские конференции;

 

- обсуждение актуальных вопросов практики образования, педагогического опыта.

Начало работы – октябрь 2020/2021 учебного года.

         Содержание программы формируется по заказу родительской общественности и может изменяться.

 

IV. Ожидаемые результаты работы Родительского университета Обучающийся школы:

 

-        возможность построения системы индивидуального педагогического сопровождения его образовательной деятельности в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимодействия педагогов и семьи, родителей.

 

Родители обучающихся:

 

-  просвещенные потребители образовательных услуг;

-  просвещенные и мотивированные партнеры школы;

-  пропагандисты образовательного учреждения;

-  эксперты;

-  активные участники процесса управления образовательным учреждением.

 

 

Семья в целом:

 

-        возможность получения полной информации из профессиональных источников относительно развития и воспитания ребенка, возможность скорректировать систему ценностей и целей развития ребенка; избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания; учитывать возможности договорных/партнерских отношений со школой для регулирования, реализации образовательных потребностей семьи и ребенка с учетом всех реалий учреждения, возможностей и притязаний семьи.

 

Школа:

 

-   возможность для позиционирования актуальных проблем учреждения среди родителей обучающихся;

-         возможность иметь реальный общественный заказ на реализацию индивидуальных образовательных программ;

-      иметь внешнюю оценку своей образовательной деятельности, качества образования;

-      внедрение и апробация в образовательной среде школы современных технологий сотрудничества;

-  формирование круга активных социальных партнеров школы.

свернуть
Ещё в этом разделе