Выпускнику

Приемная кампания 2024 года проходит в соответствии с Правилами приема лиц для получения общего и специального высшего образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2022 г. № 23.

29 декабря 2023 г. Глава государства подписал Указ № 416, которым в Правила приема внесены точечные корректировки.

Министерство образования Республики Беларусь

Новации 2024

Минобразования уточнены сроки поступления в учреждения среднего специального образования

Порядок проведения централизованного экзамена


Подробнее

НАЧАЛА РАБОТУ «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»

О выдаче характеристики

3 ШАГА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подробнее

Три шага для поступления в учреждение высшего образования:

перейти на сайт Министерства образования, в раздел "Абитуриенту 2023".
Далее нужно выбрать учреждение высшего образования, специальность и зарегистрироваться в личном кабинете. С возникшими вопросами можно обратиться в приемную комиссию вуза.
Последний шаг - успешно сдать централизованный экзамен и централизованное тестирование и стать студентом.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 марта 2023 г. № 99

О завершении 2022/2023 учебного года

АТТЕСТАЦИЯ В ПОРЯДКЕ ЭКСТЕРНАТА

с 3 января до 25 апреля

 Прием заявлений  и документов на аттестацию  в порядке экстерната от граждан, проживающих на территории Слуцкого района, проводится в управлении по образованию Слуцкого райисполкома (к.508)

Справки по телефону 8-01795-7-55-31

(Борисовец Оксана Петровна, к.508)

Понедельник - пятница

с 08.30 до 17.30 (обед 13.00-14.00)

 

К аттестации в порядке экстерната необходимо предоставить:

  • заявление (заполняется на месте);
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении – для несовершеннолетних, не имеющих паспорта);
  • свидетельство о базовом образовании (при наличии);
  • справку об обучении (для тех, кто не завершил обучение в учреждениях  общего среднего, профессионально-технического и  среднего специального образования);

Базовое учреждение для проведения аттестации в порядке экстерната –

государственное учреждение образования «Средняя школа №9 г.Слуцка».

Экстерн – учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин неосвоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната.

Экстернат – процедура итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана базовой школы при освоении содержания образовательной программы базового образования, типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе итоговые испытания в виде выпускных экзаменов или централизованных экзаменов, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении.

Решение о допуске лица к аттестации в порядке экстерната принимается управлением по образованию   по месту жительства на основании поданного им заявления. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

Частичное усвоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования в учреждении образования при аттестации в порядке экстерната может быть подтверждено справкой об обучении, полное усвоение образовательной программы базового образования – свидетельством об общем базовом образовании.

Срок предоставления документов для аттестации в порядке экстерната – до 25 апреля. 

Документы, поданные после 25 апреля, для принятия решения о допуске лица к аттестации в порядке экстерната принимаются управлением по образованию при наличии уважительных причин пропуска установленного срока подачи документов, подтвержденных документально (призыв на срочную военную службу или увольнение со срочной военной службы по истечении срока военной службы по призыву, служебная командировка, по состоянию другие причины.

  Аттестация в порядке экстерната проводится в мае–июле. При подаче заявления о допуске лица к аттестации в порядке экстерната после 25 апреля такая аттестация может проводиться в другой срок, определяемый управлением по образованию.

Аттестация в порядке экстерната проводится в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 "Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования".

При аттестации в порядке экстерната:

оценка по учебному предмету, модулю выставляется из справки об обучении, если в справке об обучении по этому учебному предмету, модулю выставлена положительная отметка;

аттестация по учебным предметам «Физическая культура и здоровье»,  «Трудовое обучение» по результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, аттестация по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и  медицинская подготовка» по результатам освоения содержания образовательной программы среднего образования проводится по желанию экстерна. Если по этим учебным предметам экстерн не проходит аттестацию, то в свидетельстве об общем базовом образовании или аттестате об общем среднем образовании делается запись: «не изучал(ла)». 

Аттестация по учебному предмету «Трудовое обучение» по результатам освоения содержания образовательной программы среднего образования не проводится. В аттестате об общем среднем образовании делается запись: «не изучал(ла)». 

Экстерну, успешно прошедшему аттестацию в порядке экстерната, выдается документ об образовании.

АБИТУРИЕНТУ 2023

На сайте Министерства образования создана рубрика "Абитуриенту-2023", где в доступной форме размещена вся информация о вступительной кампании в 2023 году  
Подробнее

ЭКЗАМЕНЫ??? Готовимся правильно! Как подготовиться психологически?

Телефоны горячей линии по вопросам организованного завершения учебного года, организации и проведения выпускных экзаменов

План мероприятий для учащихся ХІ класса

развернуть

График консультаций

развернуть

Информация о времени начала централизованного экзамена

развернуть

Время начала ЦЭ в основные сроки (14 мая 2023 г., 21 мая 2023 г.) – 11.00,

в резервные дни (23 мая 2023 г., 25 мая 2023 г.) – 11.00,

иные сроки, совпадающие с датами проведения централизованного тестирования в резервные дни – 11.00,

в иные сроки в августе (21 августа 2023 г., 23 августа 2023 г.) – 11.00.

свернуть

Сроки предоставления РИКЗ сертификатов централизованного экзамена

развернуть

Сроки предоставления РИКЗ сертификатов ЦЭ (п.68)

 

Даты проведения

Сроки предоставления сертификатов РИКЗ

Основной срок

14.05(вс)

с 31.05 (ср)

Основной срок

21.05(вс)

с 31.05 (ср)

Резервный день

23.05(вт)

с 01.06 (чт)

Резервный день

25.05(чт)

с 01.06 (чт)

Август

21.08(пн)

с 28.08 (пн)

Август

23.08(ср)

с 28.08 (пн)

 

свернуть

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

развернуть

Инструктивно- методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь

О завершении 2021/2022 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования
развернуть

О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2021/2022 учебном году

развернуть

О новых подходах к итоговой аттестации учащихся

развернуть

В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования (далее – УОСО).

В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по четырем учебным предметам:

«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;

«Математика» – контрольная работа;

«История Беларуси» – в устной форме.

Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.

По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.

С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.

В XI классе предлагается сохранить выпускные экзамены по государственным языкам «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося, а также с целью проверки математической и функциональной грамотности – по учебному предмету «Математика», с учетом важности межстранового взаимодействия – по учебному предмету «Иностранный язык».

В целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов предлагается выпускной экзамен и централизованное тестирование по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» совместить (далее – национальный экзамен, НГЭ). Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» – проводить в устной форме в учреждении общего среднего образования, в котором обучаются учащиеся. Подходы к формированию экзаменационных комиссий для проведения данного выпускного экзамена менять не планируется.

Общие принципы проведения НГЭ как совмещенной формы выпускных экзаменов и ЦТ (рассадка, правила проведения и т.д.) идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации ЦТ.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение НГЭ, предлагается определить учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний», который имеет опыт проведения централизованного тестирования.

Проверка и оценивание работ осуществляется в РИКЗ компьютером с помощью программного обеспечения и по методике подсчета тестовых баллов (по технологии ЦТ). Отметка, полученная на НГЭ, будет переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка с учетом годовой и отметки, полученной на НГЭ. Кроме того, по итогам выполнения заданий НГЭ будет выдан сертификат с указанием количества баллов для участия в конкурсе при поступлении в учреждения высшего или среднего специального образования.

В связи с этим предлагается проводить НГЭ в апреле текущего учебного года на базе имеющихся и дополнительных пунктов централизованного тестирования. Пункты тестирования, будут сформированы таким образом, чтобы радиус подвоза не превышал 70 километров.

С учетом необходимости проведения широкой апробации новой модели итоговой аттестации, внесения изменений  в Правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования, разработки новых нормативных правовых актов наиболее оправданным является реализовать данные подходы в 2023/2024 учебном году.

 

свернуть

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

развернуть

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

  1. При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.
  2. Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор, радио.
  3. Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.
  4. Взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но для вас легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Вы как бы освободитесь от нервозности и вся ваша энергия будет направлена на экзаменационный ответ.
  5. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  6. Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
  7. Вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок! Используя ошибки, учитесь лучше разбираться в усваиваемом материале.
  8. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.

За эпиграф можно взять высказывание: “В моем словаре нет слова “невозможно

 Советы ученику, выпускнику, сдающему экзамены

Подготовка к экзамена

  1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
  3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
  5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
  6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.
  7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
  8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.
  9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
  10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
  11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
  12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
  13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.

Накануне экзамена

  1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
  2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
  3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
  4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.

Желаем удачи!

 Советы психолога выпускникам.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Профилактика экзаменационного стресса

Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи экзаменов

Владением информации о процессе проведения экзамена

Пониманием  и поддержкой, любовью и верой в его силы

Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.

Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Участием в подготовке к экзаменам

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.

Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.

Проведите репетицию письменного экзаменам. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

Организацией режима (именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.

Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.

 

свернуть