Преемственность

Что такое дисграфия

развернуть

Дисграфия у детей: причины, симптомы

 

«Ребёнок любит читать, но в письме делает кучу ошибок, в самых простых словах. Что делать? Как это исправить?», «Сын учится во втором классе и делает очень много ошибок в диктантах и даже при списывании. Как научить ребёнка писать без ошибок? Помогите!» Подобные крики о помощи можно найти на любом родительском форуме в интернете. Согласно исследованиям, нарушение процесса письма, известное как дисграфия, является довольно распространённым расстройством и выявляется у более чем 50% школьников младших классов и более 30% учащихся средней школы.

Что такое дисграфия?

     Дисграфия — это частичное нарушение письма, обусловленное несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма, и выражающееся в повторяющихся, стойких ошибках.

Само слово «дисграфия» произошло от двух греческих слов: «DIS» (расстройство) и «Grapho»  (пишу).  Дисграфия проявляется в виде постоянных однотипных ошибок при письме.

Проявления дисграфии во многом схожи с проявлениями дислексии, с той разницей, что при дислексии нарушения проявляются при чтении (неправильное произношение, замена звуков, перестановка слогов, нарушение разделения слов в предложениях и пр.), а при дисграфии похожие нарушения наблюдаются на письме.

Виды дисграфии:

     В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия: эта форма дисграфии проявляется в написании букв, обозначающих звук при произношении, т.е. ребёнок пишет именно так, как он произносит  слово. Причинами данного вида дисграфии является нарушение произношения и фонетико-фонематического слуха (дислалия, ринолалия, дизартрия). Пример данного вида дисграфии: «холосо — хорошо», «селый — серый», «цетёт- цветёт» и т.д.
  2. Акустическая дисграфия:данная форма дисграфии проявляется в замене на письме шипящих/свистящих, твёрдых/мягких и звонких/глухих букв. Причиной, приводящей к появлению этого вида дисграфии, является нарушение распознавания близких по звучанию звуков речи, т.е нарушение фонемного распознавания. Примеры: «тупик-тюбик», «прыкать-прыгать», «крип-гриб» и т.д.
  3. Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтезапроявляется в искажении структуры текста. Происходит пропуск букв, перестановка слогов и букв местами, слитное написание слов, разделение приставки и/или окончания с основой слова, зачастую слитное написание всех слов в предложении. Причиной возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит неумение дифференцировать слова и слоги. Примеры нарушения: «стол-сотл», «идёт дождь — идедошь», «на столе-настоле» и пр.
  4. Аграмматическая дисграфия: можно сказать, это косноязычная форма письма. При этой форме нарушается правильность употребления падежных окончаний, наблюдается неправильная постановка рода или числа, затруднение при применении правил, неправильная постановка мягкого знака, неумение найти орфограмму, нарушение последовательности слов в предложении и пр. Например: «много деревьев — много деревов», «мой папа - моя папа», «котёнок- котёнки» и пр.
  5. Оптическая  дисграфия:наиболее часто встречаемая форма дисграфии. При такой форме дисграфии ребёнок испытывает трудности с визуальным различением похожих букв. Причиной её возникновения является недостаточно сформированные навыки зрительного узнавания символов, слабо развитая зрительная память, а также синтез увиденного образа, образа в памяти и пространственного представления этого образа. Чаще всего при этом заменяются буквы, схожие по написанию, но различно расположенные в пространстве. Буквы могут заменяться как на существующие в языке, так и на несуществующие, но с сохранением схожих элементов (Б-Д, Т-Ш, И-Ш, П-Т, Ж-Х, Л-М, Ц-Щ), возможно написание букв зеркально (буквы И, Е, Я ).

Причины дисграфии

     Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее  возраста 8-9 лет (т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.

Процесс письма — довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:

  • Органические нарушения: это нарушение развития в пренатальный и постнатальный периоды, травмы при родах, асфиксии, менингиты, частые тяжёлые болезни ребенка, которые вызывают истощение его нервной системы, позднее созревание систем мозга, переученная леворукость.
  • Психолого-социальными причинамидисграфии может быть задержка психического развития (ЗПР), билингвизм (двуязычие в семье), нечёткая речь окружающих, слишком раннее обучение ребёнка письму при его неготовности к этому, невнимательность взрослых к особенностям речи у ребёнка (непроговаривание некоторых букв, замена слогов и другие нарушения речи и пр.

     Чаще всего дисграфия проявляется  у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга (минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга. 

Профилактика дисграфии

     Многие родители задаются вопросом — какова профилактика дисграфии?

Прежде всего, относитесь внимательно к своему ребёнку. Если ребёнок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения или фразового построения — он попадает в группу риска. Необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с  ребенком должен как логопед, так и мама. Если наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключать врачей, для медикаментозной помощи ребёнку.

    Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, в группе риска развития дисграфии:

  • ребёнок-левша или амбидекст;
  • «переученный» левша;
  • ребёнок-билингв;
  • при письме пропускает или путает местами буквы, не дописывает слова и т.п.,
  • есть нарушения фонетического восприяти;
  • нарушение звукопроизношения;
  • у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  • ребёнок рано пошёл в школу.

 

свернуть

Профилактика школьных трудностей

развернуть

Известно, что к моменту поступления в школу не все дети обладают функциональной готовностью к освоению учебного материала. В “группу риска” попадают дети с недостаточным развитием функций, которые не только влияют на темп и качество формирования навыка письма, чтения, счета, но и определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала.

Наиболее значимыми являются следующие функции:

  1. Зрительное восприятие и память, зрительный анализ и синтез.
  2. Пространственный анализ и синтез.
  3. Сенсомоторные координации.
  4. Слуховое восприятие, внимание, слухо-речевая память, фонематический слух.
  5. Точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Причины такого “дефицита” в развитии этих функций могут быть различны:

  1. Отсутствие у детей достаточного опыта деятельности, которая способствует развитию указанных функций.
  2. Недостаточная согласованность в работе разных отделов коры головного мозга, которые совместно обеспечивают ту или иную функцию.
  3. Функциональная несформированность структур головного мозга, которые отвечают за ту или иную функцию.

   Изучению этой причины посвящено много исследований психофизиологов и нейропсихологов: Цветковой Л.С.,. Архипова Б.А, Ахутиной Т.В., Лурии А.Р., Деннисон П., Пылаевой Н.М., Семенович А.В., Симерницкой Э.Г.,. Усановой О.И, Хризман Т.П., Шевченко Ю.С., Семаго Н.Я., Сиротюк А.Л. и др.

    Э.Г. Симерницкая выделяет 3 этапа нейропсихологических профилей детей, испытывающих трудности в обучении:

  1. Дети с дисфункцией височно-лобных отделов левого полушария. Для них характерны отклонения от нормы объема слухоречевой памяти, тормозимость, замена слов на близкие по звучанию или по смыслу.
  2. Дети с недостаточностью задних отделов правого полушария. Для них характерны отклонения от нормы объема слухоречевой и зрительной памяти, по пространственному параметру и феномену зеркальных движений.
  3. Дети с билатеральным характером изменения психической деятельности. Для них характерны отклонения от нормы, относящиеся как к левому, так и к правому полушарию.

    Физиологами было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. В.А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, а работы В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии и др. доказали влияния сформированности тела на уровень высших психических функций и речи.

    Учитывая, приведенные выше данные физиологов и нейропсихологов,  создан комплекс развивающих занятий с опорой на двигательные упражнения, дыхательные, глазодвигательные упражнения. Особое место в программе профилактики школьных трудностей мы отводим упражнениям, которые способствуют выработке у детей точной координации в системах “глаз-рука”, “ухо-рука”, “глаз-ухо-рука”, т.к. установление этих связей и синтез зрительной, слуховой кинестетической информации обеспечивают правильное соотношение звуков речи с буквами при чтении и письме.

СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА – «ЗАРЯДКИ»:

  1. 1. Дыхательные упражнения:

    Пример: 

«надуваем шарик» - медленный вдох и живот надули, пауза, выдох и живот втянули.

«покачаем руки» - одна рука лежит на животе, другая на груди, поочерёдно фиксируем внимание то на одну руку, то на другую.

  1. Глазодвигательные упражненияспособствуют развитию межполушарного взаимодействия, активизируют процесс обучения. Мы используем комплексы упражнений для глаз из книги “Гимнастика для глаз”, М., ФиС, 1988 г., В.И. Янкулин, Г.Г. Демирчоглян.

    Особенно нравятся детям рисовать «лежащие восьмёрки» и делать «горчичники для газ» при помощи тёплых ладошек.

  1. Упражнение для развития мелкой моторики, движения тела и пальцев.

Пример:

  1. «Пальчики здороваются» - с некоторыми усилиями прижимать кончики пальцев к большому пальцу, сгибая их наружу и надавливать большим пальцем на основание остальных. Это упражнение способствует улучшению памяти. (книга “Сохранение здоровья пальцевыми упражнениями по методике Йосиро Цуцуми”, М., 1992г.).
  2. «Лезгинка» - для повышения внимательности.
  3. «Игры с орехами» (грецкими) – устранение нервно-психического напряжения:
  • круговые движения в каждой ладони;
  • круговые движения в области мизинца и внутренней стороны кисти;
  • массаж мизинца.
  1. «Замок» и др.

    Очень нравится детям «крестовая» зарядка, т.е. перекрестные движения рук и ног, чередуется с одноименными движениями рук и ног “при фиксации взгляда на букве «Х» и так же нравится упражнения «лепим себя» (включает массаж лица, ушей).

  1. Упражнения на развитие произвольной регуляции и самоконтроля.

Пример: 

  1. «Скульптор», «фотограф» - в парах;
  2. «Тень», «приклеились» - подвижные упражнения.

Конечно же здесь перечислены не все, а только наиболее любимые детьми упражнения, которые можно делать в начале и в конце урока.

Блок упражнений, которые могут использовать учитель по ходу урока, включает в себя:

  1. Упражнения на формирование координации в системе “глаз-рука”

Пример:

  • «Сделай, как я»- учитель на доске вывешивает образец, а дети делают у себя на парте (из палочек или в тетради).
  • «Пуговицы» - на доске образец расположения “пуговиц” (букв, фигур) на поле из 6–ти клеток, дети воспроизводят его по памяти на своем поле (аналог упражнения “точки”).
  • «Мозаика» - на доске образец узора, дети выкладывают его у себя.

 

  1. Упражнения на формирование координации в системе «Ухо-рука»

Пример:

  • «Художники» - по команде учитель рисует сказочных героев (фигуры) в разных местах листа, аналогично проходит упражнение «Путешествие по странице».
  • «Муха»- движение «Мухи» по клеточкам в разных вариантах.
  • «Диктант»- (волшебный карандаш) – под диктовку педагога рисуют узор.
  • «Вышивка крестом»- диктант в ограниченном поле (аналогично «зашифрованный рисунок»).

 

  1. Упражнения в системе «Глаз-ухо-рука»

Пример:

  • «Обезьянки»- повтори движения за педагогом быстрее и точнее.
  • «Запрещенное движение»- ведущий показывает движения с ошибками, дети ориентируются только на команду учителя, а услышав «запрещенное движение» - его не делают.
  • «Нос- ухо – нос»- аналогичное.

    Педагоги охотно используют игровые упражнения, направленные на развитие координации движения всех звеньев руки, особенно кисти пальцев («пальчиковая гимнастика»).

    Введение в учебный процесс таких упражнений, комплексов, как «зарядка» помогают ребятам преодолеть напряжение, настроиться на деятельность, вызывает у них чувство уверенности в своих силах и возможностях; тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения и преодоления трудностей в обучении.

свернуть

Говорить научат пальчики

развернуть

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики:

   В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

  Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. 

    Предлагаю вашему вниманию игры и задания на развитие мелкой моторики пальцев рук:

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "РЫБЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "НАСЕКОМЫЕ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЦВЕТЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ТРАНСПОРТ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПОСУДА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ВЕСНА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "БЫТОВАЯ ТЕХНИКА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "МЕБЕЛЬ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДОМ И ЕГО ЧАСТИ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "СЕМЬЯ. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПРОФЕССИИ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "МОЙ ГОРОД. МОЯ СТРАНА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ДРУГИХ СТРАН"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "НОВЫЙ ГОД"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЗИМА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ОБУВЬ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ОДЕЖДА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "НАШЕ ТЕЛО"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ОСЕНЬ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДЕРЕВЬЯ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ГРИБЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЯГОДЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ФРУКТЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ОВОЩИ"

 

 

 

 

 

свернуть

Артикулярная гимнастика

развернуть

Обучающий тренинг 

    

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. 

   Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

  Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

     А вот зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

  1. Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
  2. Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики крайне затруднительно для ребёнка.  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  3. Покажите правильное выполнение упражнения.  4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. 

Артикуляционные упражнения (видеоуроки):

Артикуляционная гимнастика Лошадка

Артикуляционная Гимнастика - Горка Язык Спортсмен

Артикуляционная Гимнастика - Ветерок

Артикуляционная Гимнастика - Чашка Блюдце Тортик

Артикуляционная Гимнастика - Чашка и блюдце 2

Артикуляционная гимнастика - Кошка

Артикуляционная гимнастика - Часики

Артикуляционная Гимнастика - Змейка камень 2.avi

Артикуляционная Гимнастика - Лягушка и Слон

Артикуляционная гимнастика - Заведи Мотор

Артикуляционная гимнастика - Гармошка

Артикуляционная гимнастика - Дятел

Артикуляционная гимнастика - Грибок

Артикуляционная гимнастика - Маляр

Артикуляционная гимнастика Чистим Зубки

Артикуляционная гимнастика - Чашка

Артикуляционная гимнастика - Варенье

 

 

 

свернуть

Взаимопосещение занятий

развернуть

В рамках преемственности школы и детского сада, педагог школы посетила занятия воспитанников старшей группы "Ясли-сад аг. Весея".

свернуть

Что важно знать перед школой

развернуть

Речевая готовность ребенка к школе

развернуть

Памятка родителям «Речевая готовность ребёнка к школе»

развернуть

Темперамент ребенка и адаптация к школе

Какие трудности могут возникнуть у детей различных темпераментов в связи с привыканием к процессу обучения
развернуть