Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
«Весейская средняя школа»
Дисграфия у детей: причины, симптомы
«Ребёнок любит читать, но в письме делает кучу ошибок, в самых простых словах. Что делать? Как это исправить?», «Сын учится во втором классе и делает очень много ошибок в диктантах и даже при списывании. Как научить ребёнка писать без ошибок? Помогите!» Подобные крики о помощи можно найти на любом родительском форуме в интернете. Согласно исследованиям, нарушение процесса письма, известное как дисграфия, является довольно распространённым расстройством и выявляется у более чем 50% школьников младших классов и более 30% учащихся средней школы.
Что такое дисграфия?
Дисграфия — это частичное нарушение письма, обусловленное несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма, и выражающееся в повторяющихся, стойких ошибках.
Само слово «дисграфия» произошло от двух греческих слов: «DIS» (расстройство) и «Grapho» (пишу). Дисграфия проявляется в виде постоянных однотипных ошибок при письме.
Проявления дисграфии во многом схожи с проявлениями дислексии, с той разницей, что при дислексии нарушения проявляются при чтении (неправильное произношение, замена звуков, перестановка слогов, нарушение разделения слов в предложениях и пр.), а при дисграфии похожие нарушения наблюдаются на письме.
Виды дисграфии:
В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:
Причины дисграфии
Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее возраста 8-9 лет (т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.
Процесс письма — довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:
Чаще всего дисграфия проявляется у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга (минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга.
Профилактика дисграфии
Многие родители задаются вопросом — какова профилактика дисграфии?
Прежде всего, относитесь внимательно к своему ребёнку. Если ребёнок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения или фразового построения — он попадает в группу риска. Необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с ребенком должен как логопед, так и мама. Если наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключать врачей, для медикаментозной помощи ребёнку.
Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, в группе риска развития дисграфии:
свернуть
Известно, что к моменту поступления в школу не все дети обладают функциональной готовностью к освоению учебного материала. В “группу риска” попадают дети с недостаточным развитием функций, которые не только влияют на темп и качество формирования навыка письма, чтения, счета, но и определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала.
Наиболее значимыми являются следующие функции:
Причины такого “дефицита” в развитии этих функций могут быть различны:
Изучению этой причины посвящено много исследований психофизиологов и нейропсихологов: Цветковой Л.С.,. Архипова Б.А, Ахутиной Т.В., Лурии А.Р., Деннисон П., Пылаевой Н.М., Семенович А.В., Симерницкой Э.Г.,. Усановой О.И, Хризман Т.П., Шевченко Ю.С., Семаго Н.Я., Сиротюк А.Л. и др.
Э.Г. Симерницкая выделяет 3 этапа нейропсихологических профилей детей, испытывающих трудности в обучении:
Физиологами было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. В.А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, а работы В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии и др. доказали влияния сформированности тела на уровень высших психических функций и речи.
Учитывая, приведенные выше данные физиологов и нейропсихологов, создан комплекс развивающих занятий с опорой на двигательные упражнения, дыхательные, глазодвигательные упражнения. Особое место в программе профилактики школьных трудностей мы отводим упражнениям, которые способствуют выработке у детей точной координации в системах “глаз-рука”, “ухо-рука”, “глаз-ухо-рука”, т.к. установление этих связей и синтез зрительной, слуховой кинестетической информации обеспечивают правильное соотношение звуков речи с буквами при чтении и письме.
СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА – «ЗАРЯДКИ»:
Пример:
«надуваем шарик» - медленный вдох и живот надули, пауза, выдох и живот втянули.
«покачаем руки» - одна рука лежит на животе, другая на груди, поочерёдно фиксируем внимание то на одну руку, то на другую.
Особенно нравятся детям рисовать «лежащие восьмёрки» и делать «горчичники для газ» при помощи тёплых ладошек.
Пример:
Очень нравится детям «крестовая» зарядка, т.е. перекрестные движения рук и ног, чередуется с одноименными движениями рук и ног “при фиксации взгляда на букве «Х» и так же нравится упражнения «лепим себя» (включает массаж лица, ушей).
Пример:
Конечно же здесь перечислены не все, а только наиболее любимые детьми упражнения, которые можно делать в начале и в конце урока.
Блок упражнений, которые могут использовать учитель по ходу урока, включает в себя:
Пример:
Пример:
Пример:
Педагоги охотно используют игровые упражнения, направленные на развитие координации движения всех звеньев руки, особенно кисти пальцев («пальчиковая гимнастика»).
Введение в учебный процесс таких упражнений, комплексов, как «зарядка» помогают ребятам преодолеть напряжение, настроиться на деятельность, вызывает у них чувство уверенности в своих силах и возможностях; тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения и преодоления трудностей в обучении.
свернутьМелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики:
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Предлагаю вашему вниманию игры и задания на развитие мелкой моторики пальцев рук:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "РЫБЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "НАСЕКОМЫЕ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЦВЕТЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ТРАНСПОРТ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПОСУДА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ВЕСНА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "БЫТОВАЯ ТЕХНИКА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "МЕБЕЛЬ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДОМ И ЕГО ЧАСТИ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "СЕМЬЯ. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПРОФЕССИИ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "МОЙ ГОРОД. МОЯ СТРАНА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ДРУГИХ СТРАН"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "НОВЫЙ ГОД"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЗИМА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ОБУВЬ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ОДЕЖДА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "НАШЕ ТЕЛО"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ОСЕНЬ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ДЕРЕВЬЯ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ГРИБЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ЯГОДЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ФРУКТЫ"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ "ОВОЩИ"
свернуть
Обучающий тренинг
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
А вот зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:
Артикуляционные упражнения (видеоуроки):
Артикуляционная гимнастика Лошадка
Артикуляционная Гимнастика - Горка Язык Спортсмен
Артикуляционная Гимнастика - Ветерок
Артикуляционная Гимнастика - Чашка Блюдце Тортик
Артикуляционная Гимнастика - Чашка и блюдце 2
Артикуляционная гимнастика - Кошка
Артикуляционная гимнастика - Часики
Артикуляционная Гимнастика - Змейка камень 2.avi
Артикуляционная Гимнастика - Лягушка и Слон
Артикуляционная гимнастика - Заведи Мотор
Артикуляционная гимнастика - Гармошка
Артикуляционная гимнастика - Дятел
Артикуляционная гимнастика - Грибок
Артикуляционная гимнастика - Маляр
Артикуляционная гимнастика Чистим Зубки
Артикуляционная гимнастика - Чашка
Артикуляционная гимнастика - Варенье
свернуть
В рамках преемственности школы и детского сада, педагог школы посетила занятия воспитанников старшей группы "Ясли-сад аг. Весея".
свернуть