Советы психолога

Где в Беларуси подростки могут получить бесплатную психологическую помощь

развернуть

За каждым простым "не хочу ходить в школу", "нет настроения", "мне все равно" лежит какая-то причина, и у каждого ребенка она будет своя. Ссора с другом, плохая оценка, конфликт в семье. Иногда просто усталость и тревожность. Детям порой сложно говорить о проблемах с близкими или знакомыми. И в этом случае на помощь могут прийти психологи.

До сих пор в обществе можно услышать мнение, что поход к психологу равносилен признанию себя психически нездоровым, слабым, неспособным самому решить проблемы. Но это не так. Обращаться за помощью к психологу - абсолютно нормально. Психика - это тоже наш "орган", и, как и о любом другом, о нем нужно заботиться. Нельзя силой воли вылечиться от, например, близорукости, и точно так же невозможно избавиться от тревожности, депрессии или любой другой психологической проблемы, щелкнув пальцами.

В Беларуси хорошо выстроена система психологической поддержки детей и подростков. Есть множество специалистов, с которыми можно проконсультироваться бесплатно и конфиденциально. Но до сих пор не все знают, куда можно обратиться, или просто боятся воспользоваться помощью психолога.

Ко Всемирному дню здоровья, который ежегодно отмечается 7 апреля, мы поговорили с Илляной Матвиенко, педагогом-психологом Республиканского центра психологической помощи БГПУ, психологом платформы для подростков talk2ok.by, о том, где в Беларуси можно получить психологическую поддержку, все ли дети могут ей воспользоваться и почему это очень важно.

 

Каждый запрос - важный

 

- К сожалению, у белорусов навык заботы о своем физическом здоровье сформирован, а такое понятие, как "психогигиена" для многих остается малознакомым. Хотя забота о психическом здоровье, особенно у подростков - это профилактика буллинга в коллективах, суицидального поведения, насилия.

Человек, который заботится о психологическом благополучии, может строить планы на будущее, он будет заинтересован в успешности, это в том числе связано с профессиональным развитием.

Когда у подростка проблемы в отношениях с родителями, со сверстниками, проблемы в понимании себя, то меньшее, что его будет интересовать, - это учеба и мысли о своем профессиональном будущем.

Часть подростков уже понимает важность психического здоровья и все-таки обращается за помощью. Актуальные во все времена запросы - отношения с родителями, конфликты со сверстниками, отсутствие понимания с учителями, переживания по поводу отметок, романтические отношения. В середине и к концу учебного года дети начинают сильно уставать. Бывает, что подростки усталость путают с какими-то психологическими расстройствами. И тем самым еще больше тревожатся и накручивают себя. А ребенку нужно просто отдохнуть и физически, и психологически.

По моему опыту, в последнее время из-за активного использования интернет-технологий активизировались риски в Cети. У ребят есть запросы, связанные с интернет-безопасностью, кибербуллингом.

Среди этой темы самое актуальное - травля в соцсетях. Буллинг из реальной жизни перетекает в интернет-пространство. Создаются фейковые аккаунты, группы, где идет обсуждение какого-то конкретного человека, постятся его/ее фотоколлажи с нелестными комментариями. Снимаются видео, на котором кого-то оскорбляют, обзывают. Подробнее о кибербуллинге и о том, как с ним справиться, можно узнать из проекта МТС и ЮНИСЕФ в Беларуси #ИнтернетБезБуллинга.

Ребята постарше часто обращаются с запросами помощи, когда столкнулись с грумингом. Это ситуация, когда у детей выманивают фотографии эротического содержания, а потом ими шантажируют.

К нам в центр подростки обращаются в кризисных ситуациях - это утрата (смерть) близкого человека, насилие, самоповреждающее поведение, суицидальный риск, ситуации буллинга.

 

Страхи и барьеры

 

- От обращения к специалисту подростков часто останавливает страх возможных последствий: мне поставят диагноз? О моих проблемах расскажут кому-то? Передадут ли информацию в школу? Но разговор с психологом конфиденциальный, о нем не могут узнать посторонние.

Иногда подростки смеются и обесценивают свои психологические трудности. Кто-то путает поход к психологу с обращением к психиатру. Но нужно понимать, что психолог занимается здоровыми людьми, которые столкнулись со сложными ситуациями. Он не выписывает лекарства, не ставит диагнозы, а помогает клиенту наладить отношения с собой и с окружением. Психиатр - это врач, который лечит психические заболевания, в том числе с использованием медикаментозной терапии.

Иногда нет доверия к специалисту. В своей практике мне приходится очень много тратить времени на то, чтобы ломать негативные стереотипы о психологах и психологической помощи. Часто слышу: "мне не помогли", "читали нравоучения", "рассказали мне все так, что я ничего не понял".

Специалист может быть очень компетентен в каком-то направлении, но именно у подростков он не найдет отклика, потому что к ним нужен особый подход.

Взрослые очень часто понимают, чего они хотят от специалиста, какие компетенции у него должны быть (поддержка, коучинг). Кроме того, взрослые знают, что это нормальная ситуация, когда ты можешь сходить к нескольким специалистам и выбрать того, кто тебе подходит.

Подросткам это все не подходит. Если они один раз сталкиваются с непониманием у психолога, то не хотят потом больше обращаться. Для детей/подростков не так важен опыт, компетенции специалиста, как его эмпатия и доброжелательность. У них все сводится к человечности. С подростками в первую очередь нужно установить контакт, показать, что на встречах нет нравоучений, а твоe мнение значимо, ты можешь рассчитывать на понимание и поддержку.

Свои барьеры есть и у родителей. Например, стереотип о том, что психологические проблемы - это не совсем важно, есть какие-то более приоритетные вещи.

Другой момент - стыд. Стыд за неуспешность своей роли - родительской либо педагогической. За то, что возникла необходимость обращаться за психологической помощью.

Но у родителей и у психологов разные задачи, и они не взаимозаменяемы. У родителя - любить, заботиться, холить и лелеять, воспитывать, поддерживать, проводить время вместе, играть, читать. У психолога - оказывать помощь, помогать преодолевать трудные жизненные ситуации, справляться с кризисными состояниями самостоятельно или с помощью специалиста. Родители могут быть замечательным, но не обладать компетенциями в области детской или подростковой психологии. Плюс зачастую подросткам нужен человек, который может взглянуть на ситуацию со стороны.

Обращение к психологу не обесценивает мам и пап как родителей. Не говорит, что они не справляются со своими задачами. Мы же не переживаем, что не справляемся, если во время болезни идем к врачу. А если порвалась одежда, идем к профессионалам, которые помогут сшить новую или отремонтировать. Так же и с психологами - у них есть определенные знания, навыки, компетенции и опыт, которые очень нужны подросткам, и обращение к ним поможет преодолеть кризисную ситуацию или решить проблему.

 

Куда обратиться за помощью

 

- Зачастую подростки не знают, куда можно обратиться за помощью. Максимум слышали, что есть психологическая служба в школе и "какой-то там" - цитирую - "телефон доверия".

Но на самом деле инструментов помощи гораздо больше. Как выглядит система психологической помощи в Беларуси?

Начнем с системы образования - школ, колледжей, вузов. Во всех учреждениях есть педагоги-психологи, которые могут оказать помощь. Но часто к ним относятся со скепсисом. Не потому, что они некомпетентны, а потому, что это места, где дети учатся. Так как запросы к психологу могут быть о школьной администрации, о педагогах, об одноклассниках, есть момент недоверия, стеснения. Но еще раз повторю: профессиональная этика не позволит психологу рассказывать посторонним о вашей проблеме.

С участниками образовательного процесса также работает социально-педагогическая служба, которая реализует свои активности через социально-педагогические центры (СПЦ). Чаще всего - в рамках ситуаций детско-родительских отношений, вопросов проблемного поведения. В СПЦ могут обратиться как сами подростки, так и родители.

Психолого-педагогическая служба работает и в системе дополнительного образования. Например, в Минском государственном дворце детей и молодежи есть Городской центр психолого-педагогической помощи. Мальчики и девочки, которые приходят на кружки, на секции, могут обратиться туда.

Во всех регионах страны функционируют Центры, дружественные подросткам (ЦДП). В ЦДП можно бесплатно и конфиденциально получить психологическую помощь и консультацию в режиме и очных встреч, и консультирования по телефону. Центры расположены на базе детских поликлиник. Адресa можно узнать здесь.

Есть детская телефонная линия (8-801-100-16-11), куда подростки могут круглосуточно обращаться за помощью в кризисных ситуациях - по любому волнующему их вопросу.

У нас, в Республиканском центре психологической помощи, тоже есть телефонная линия, куда подростки могут звонить. Но она работает не круглосуточно, а только в рабочее время (с 9 до 18). Как правило, наш центр работает с кризисными ситуациями (утрата близкого человека, насилие, буллинг, самоповреждающее поведение, суицидальные мысли и намерения) и оказывает очную психологическую помощь бесплатно. Если запрос другой - мы перенаправляем в социально-педагогические центры, в территориальные центры социального обслуживания населения, в учреждения здравоохранения.

При поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси была создана платформа talk2ok. Это хороший цифровой инструмент психологической помощи, работа которой сопровождается специалистами Республиканского центра психологической помощи БГПУ, где я консультирую наравне с другими психологами, которые прошли отбор и подтвердили свои компетенции по работе с подростками.

Наличие телефонных линий позволяет обратиться за помощью из любой точки республики, где бы ребенок ни находился. Поддержка бесплатная и конфиденциальная. Подростки с 14 лет могут сами обращаться за психологической помощью, до 14 лет нужно согласие родителей.

 

Онлайн помощь на talk2ok.by

 

- На платформе поддержка для подростков и молодых людей оказывается в виде онлайн-консультаций - в комфортном для современной молодежи формате аудио- и видеочатов. Если подросток не определился, готов ли говорить о своей проблеме со специалистом, на сайте talk2ok.by он может пообщаться в чате с равными консультантами. Это студенты - будущие психологи.

Кроме того, на платформе открыт доступ к информационно-образовательному контенту. Можно прочитать публикации по интересующей теме, подумать над своей ситуацией и принять решение. Есть и быстрые советы: как повысить самооценку, что делать, если обижают в школе, или как определиться с выбором профессии. Есть раздел со статьями и для родителей подростков.

У онлайн-консультирования есть свои особенности. Чаще всего это усложняющие факторы для психолога, но более комфортные для клиента.

В онлайне подростки находятся в привычной обстановке. У них есть возможность решать, хотят они включать камеру или нет. Хотят представляться или не хотят. Такие условия помогают обратиться за помощью тем, кто вряд ли бы пришел на очную консультацию.

Но у психологов есть ограничения. Например, не все методики можно использовать в онлайн-формате в полном объеме: двигательные, телесно-ориентированные методики, арт-терапевтические. Плюс нет возможности считывать невербальные сигналы. Когда не видишь, в каком состоянии находится клиент, очень тяжело опираться только на аудиосигналы.

Из-за того, что особенностей онлайн-работы много, перед стартом платформы проходило обучение специалистов. Мы изучали, какие техники выбирать с учетом того, что ты напрямую выходишь на связь, что делать в начале встречи, что в конце, как поступить, если происходит разъединение по техническим причинам.

Я бы очень хотела, чтобы подростки обращались к психологам в любом формате. Выбирайте комфортный для вас вариант - звоните, пишите онлайн, используйте аудио- и видеочаты, приходите. Ведь это абсолютно нормально - обращаться за психологической поддержкой. Не нужно стыдиться, что нужна помощь. Зачастую решение подростка об обращении за помощью - это самое взрослое решение.

свернуть

Буллинг как один из видов насилия

развернуть

Что такое буллинг

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии ДануОльвеусу.

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Разновидности травли

Какие существуют виды буллинга?

  • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
  • социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
  • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
  • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.

Школьный буллинг сегодня

В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Еще один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали все чаще принимать участие в физическом буллинге. Как пример – случай 2018 года. В Санкт-Петербурге школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы послужил тот факт, что девочка видела, как ее одноклассницы употребляли алкогольные напитки и рассказала об этом взрослым. Жертва избиения получила перелом носа и сильной ушиб головы. Всем участникам этой ситуации – 13 лет…

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Скулшутинг как итог буллинга

Еще одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

Совсем недавно в сентябре 2019 года сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке.

Случаи страшные, случаи вопиющие. Но еще страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Причины и мотивы буллинга

 

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

  • зависть;
  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
  • самоутверждение в коллективе;
  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Влияние буллинга на его участников и последствия

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Как бороться с буллингом в школе?Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

  1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.

4.Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

Номер бесплатного телефона

по оказанию помощи жертвам буллинга

-  88011001611

 

свернуть

Рекомендации психолога по профориентации

развернуть

Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.

Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.

Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

Если Вам нравится человек — представитель какой-либо профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить именно вам.

Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.

Не отождествляйте школьные учебные предметы с профессией, различайте эти понятия. Очень редко профессия совпадает с тем школьным предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности.

Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

Когда Вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии. К тому же, за консультациями по профориентации Вы всегда можете обратиться к школьному психологу в службу СППС. Пусть Ваш выбор будет правильным!

Как выбрать профессию?

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, куда пойти учиться.

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера, специалиста по информационным технологиям, строителя, физика…

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а вуза или факультета.

Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности.

И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции, обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей и приносить пользу обществу.

 

свернуть

Как успешно подготовиться к выпускным экзаменам

Экзамены... Вступительные, выпускные. Экзаменуемый с како¬го-то момента времени начинает готовиться изо всех сил. Что это означает? Бесконечное корпение над учебниками, беспорядочное повторение, другими словами, зубрежка, попытка прочесть все мак¬симальное количество раз и много еще чего такого, что очень часто вызывает слезу умиления у родителей по поводу старательности и трудолюбия их чад.
развернуть

Прекрасно, если это приносит свои плоды в виде хороших оценок, поступления в учебное заведение и т.д.

Иногда бывает хуже... От волнения забыл ответ на самый простой вопрос. При ответе наговорил явно не то и не совсем по теме, и тому подобное.

Если вы последуете достаточно простым советам, которые вы уз­наете из сегодняшнего занятия, то ваши шансы на хорошую оценку возрастут неимоверно. А навыки работы с информацией дадут вам замечательные возможности для профессионального роста.

Ты хочешь более успешно вести себя во время экзамена? Ты хо­чешь достойно выглядеть перед экзаменатором? Ты хочешь сделать все от тебя зависящее? Следующие советы помогут тебе в этом...

 

Место для занятий:

  • удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т.п.;
  • убери лишние вещи;
  • психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают ин­теллектуальную активность.

 

Составь план:

определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузи утренние или вечерние часы;

в плане на каждый день определи, что ты именно сегодня бу­дешь изучать.

 

Работа:

  • не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картину триумфа, легкого победного ответа;
  • помни: твоязадача не вызубрить, а понять;
  • составляй планы и схемы, причем обязательно делай это на бумаге;
  • чередуй работу и отдых;
  • хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен;
  • полезно повторять материал по вопросам;
  • ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом;
  • выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова;
  • за несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуа­цию экзамена, представь себе во всех деталях: обстановку, комис­сию, свой ответ.

Накануне экзамена:

  • если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувства­ми, переживаниями, «страшными мыслями», так, как бы ты хотел, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена;
  • оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;
  • если ты очень боишься, попробуй прием, называемый «дове­дением до абсурда»: представь себе все самые страшные, немысли­мые подробности и ужасающие последствия; такое предельное уси­ление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего;

Во время экзамена:

  • подчеркивай в своей работе даты или какие-либо заголовки, знание дат сразу бросается в глаза;
  • если есть возможность, прикрепи листок с ответом к листу с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что ты дал себе труд написать план ответа заранее и что у тебя методический склад ума;
  • взяв билет, ознакомься с вопросами и начинай с того вопро­са, который для тебя легче; 
  • напиши примерный план ответа, составь список всех нюан­сов, которых хочешь коснуться. Пиши даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет припомнить еще какие-нибудь факты;
  • пиши свой черновик понятным почерком: экзаменатор зачтет это в свой актив, если твою работу будет легко читать;
  • удостоверься, что в готовом ответе есть вступление, основ­ная часть и заключение.

Что делать, если...

  • ...если вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по ко­торому ты можешь сказать совсем немного. Не впадай в панику, а сразу начинай записывать все, что когда-либо слышал по этому поводу.

В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мыс­ли, и ты, возможно, вспомнишь что-нибудь из пройденного в классе;

...вообще ничего не знаешь, не говори об этом экзаменато­ру, а хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказывать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно, лучше играть по правилам;

...на полуслове ты забыл, о чем говорить. Прежде всего, не «теряй голову». Сохрани спокойствие, хотя бы внешнее. Повтори последнюю фразу, а потом попробуй перефразировать свою мысль;

...тебя не слушают. Не воспринимай это на свой счет, просто продолжай свой ответ, как если бы ты этого не заметил;

...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает тебя. Отвлекись от этого. Ни в коем случае не показывай, что ты ра­зозлился. Самое эффективное - сохрани чувство собственного до­стоинства и с достоинством держись;

...ты оговорился, и все стали смеяться. Посмейся вместе со всеми - и все;

...ты ошибся. Если ты знаешь, как исправить ошибку, сделай это. Но если этого никто не заметил, продолжай свой ответ без ис­правления;

...тебе поставили отметку ниже той, на которую ты рассчиты­вал. Не вступай в спор, не доказывай. Во время вступительных экза­менов воспользуйся правом на апелляцию.

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время экзамена.

свернуть

Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам

Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.
развернуть

Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).

Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.

Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, т. к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: Это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время “отключились”, заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

свернуть