Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
«Весейская средняя школа»
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
«Весейская средняя школа»
Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом
Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие больные этой болезнью проявляют исключительные способности к музыке или других видов искусств. Стоит их немного поддержать и адаптация их в обществе станет вполне реальной. Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет. В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.
Наиболее типичные симптомы аутизма
Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом?
Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом — детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка. Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом. Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь она не психически больной человек, у него просто «другой способ видения мира», ей немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ей помочь, поддержать, научить. При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания. Гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность. Такие проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых детей. Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразен. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость. Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок дифференцирует себя из- людей и дифференцирует людей на своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых. Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения. Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях. Поскольку нарушения аутистического спектра являются сквозными, то положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сферы стоит получить консультацию специалистов (особенно важно — еще и отработать определенные навыки), как помогать ребенку в этом направлении. Уметь: активизировать проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, поскольку именно она является основой полноценного психического развития.
Советы взрослым из ближнего и дальнего окружения ребенка аутиста
Применяйте планомерное сотрудничество ребенка со взрослым для того, чтобы у него перед глазами всегда был эталонный вариант, с которым он хотя бы изредка пытался сравнить свое изделие и другие результаты своей деятельности, а также созерцать действия, движения взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных с ним делах помогать успокоить и дать ему чувство защищенности. Соблюдайте с подавляющим большинством аутичных детей постоянного их страхования: будьте готовы их поймать, схватить, подложить руку на опасное место и т.д., будьте готовы предотвратить возникновение ситуации, провоцирует физическую самоагрессии ребенка. Действенным способом свести к минимуму опасные действия ребенка является их подкрепления вами своими бурными реакциями (не пугаться, не расстраиваться, не сердиться). Помните, что некоторые дети могут провоцировать такие реакции взрослого и при этом испытывать удовольствие и радость.
Советы родителям ребенка аутиста
Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.
Положение
о Родительском университете «СемьЯ»
I. Общие положения
Родительский университет создается и функционирует при государственном учреждении образования «Весейская средняя школа».
Родительский университет – многоуровневая система пассивного и
активного информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей.
Родительский университет – это единство педагогов, психологов (и других специалистов) и семьи в воспитании и развитии детей.
В своей деятельности Родительский университет руководствуется законодательством Республики Беларусь, правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, локальными актами и уставом ГУО “Весейская средняя школа», настоящим Положением.
Родительский университет является общественным институтом, объединяющим родителей обучающихся (их законных представителей), управленческих и педагогических кадров школы, представителей социальных институтов (учреждений дополнительного образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов и т.д.), заинтересованных в эффективной реализации образовательной политики.
Настоящее Положение утверждается, изменяется приказом директора учреждения образования.
II. Цель и задачи деятельности
Цель: обеспечение условий для формирования здоровье сберегающей образовательной среды, системы психологической, социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания, организации эффективного сотрудничества с родителями обучающихся (лицами их заменяющими).
Задачи:
1. Построение системы непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка, построение информационного поля проблем и перспектив развития школы, образовательных услуг.
2. Привлечение родителей обучающихся, представителей социальных институтов Слуцкого района к активному партнерству и сотрудничеству в сфере реализации образовательной политики школы.
3. Повышение уровня информационной, коммуникативной и правовой культуры педагогов и родителей обучающихся через организацию очной и дистанционной форм просвещения в Родительском университете.
4. Оказание качественных образовательных услуг родителям обучающихся школы по различной проблематике в сферах обучения, развития и воспитания детей.
III. Организация деятельности Родительского университета
Родительский университет действует на базе ГУО «Весейская средняя школа», при непосредственном участии директора школы и его заместителей.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Занятия в Родительском университете проходят один раз в четверть и охватывают все ступени образования:
І ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся 1-4 классов;
ІІ ступень – “Мой ребенок – подросток” – для родителей учащихся 5-9 классов;
ІІІ ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся 10-11 классов.
Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком один раз в месяц.
Тематика занятий и консультаций определена с учетом возрастных психологических особенностей учащихся.
Дистанционная форма проведения занятий – на сайте школы открывается раздел «Родительский университет», где размещаются материалы занятий, памятки, рекомендации, информационные буклеты и т.д.
Формы занятий в Родительском университете (традиционные и дистанционные):
- теоретические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы;
- дискуссионные занятия («круглый стол», диспут, проблемный поединок, диалог-спор, дебаты и др.);
- тренинговые занятия;
- акции и фестивали различной направленности;
- «деловые игры», ролевые игры;
- родительские конференции;
- обсуждение актуальных вопросов практики образования, педагогического опыта.
Начало работы – октябрь 2020/2021 учебного года.
Содержание программы формируется по заказу родительской общественности и может изменяться.
IV. Ожидаемые результаты работы Родительского университета Обучающийся школы:
- возможность построения системы индивидуального педагогического сопровождения его образовательной деятельности в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимодействия педагогов и семьи, родителей.
Родители обучающихся:
- просвещенные потребители образовательных услуг;
- просвещенные и мотивированные партнеры школы;
- пропагандисты образовательного учреждения;
- эксперты;
- активные участники процесса управления образовательным учреждением.
Семья в целом:
- возможность получения полной информации из профессиональных источников относительно развития и воспитания ребенка, возможность скорректировать систему ценностей и целей развития ребенка; избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания; учитывать возможности договорных/партнерских отношений со школой для регулирования, реализации образовательных потребностей семьи и ребенка с учетом всех реалий учреждения, возможностей и притязаний семьи.
Школа:
- возможность для позиционирования актуальных проблем учреждения среди родителей обучающихся;
- возможность иметь реальный общественный заказ на реализацию индивидуальных образовательных программ;
- иметь внешнюю оценку своей образовательной деятельности, качества образования;
- внедрение и апробация в образовательной среде школы современных технологий сотрудничества;
- формирование круга активных социальных партнеров школы.